48 лет комедии «Берегись автомобиля». Интересные факты о фильме
Ровно 48 лет назад, 3 февраля 1967 года, киностудия «Мосфильм» представила на суд советского зрителя один из эпохальных (не побоимся этого слова) фильмов Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Предлагаем познакомится с некоторыми интересными и любопытными фактами создания этого киношедевра.
1. Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом с взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей. В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник.
Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино — Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие шедевры советского кино) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил немало время на безуспешные поиски прототипа Деточкина — однако в реальности такого персонажа не существовало…
2. Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но в тот момент он вместе с цирком отбыл на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, однако в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому. Ефремов же, согласитесь, не менее талантливо сыграл милиционера Максима Подберёзовикова.
Во время утверждения кандидатов на роли в фильме Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съемок и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.
3. Примечательно, что оба исполнителя главных ролей — и Смоктуновский, и Ефремов — не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля» превратилась в своего рода трагикомедию.
4. А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно влились в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съемочной группе веселый рабочий процесс с бесконечными импровизациями и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» считается критиками одной из самых успешных.
А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати, по сей день, к примеру: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.
5. Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако в сцене беседы в пивбаре Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в столице.
6. «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала «Мосфильму». Впоследствии эту машину снимали еще в нескольких кинолентах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Этот же автомобиль выступил в роли такси героя О. Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».
7. Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером «неуловимого мстителя», использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова — одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».
8. Вернемся в театр самодеятельности: там персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме: «Гамлет» был показан в 1964 году. На фото: Гамлет Деточкина.
9. Специально для съемок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал экзамен на право управления автомобилем. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссер старался восполнить максимальной достоверностью съемочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть каскадер на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.
Смотрите также: 10 шокирующих фактов о фильме «Один дома», о которых вы могли не знать
10. Чтобы сыграть роль подруги Деточкина — Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съемок.
Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные кинокартины.